Том Стоппард
Лорд Малквист и мистер Мун
- СПб.: Азбука-классика, 2008.
Свой единственный роман будущий Главный Сэр Мировой Драматургии сочинил в середине 1960-х — во времена, когда продвинутое коммьюнити кушало психоделики, хоронило Высокий Модерн и прислушивалось к первым пискам новорожденного постмодернизма. Тогда зачитывались романами Роб-Грийе, засматривались фильмами Бунюэля и Алена Рене, а театральная сцена прочно стояла на трех китах — Беккет, Ионеско, Пинтер. Без знания этого фона разобраться в сновидятине молодого Стоппарда будет трудновато. Разве что прикинуть, как это сделано. Из потока свободных ассоциаций на тему «смена культурной парадигмы» вылавливаются герои. Некий лорд — сноб, хлыщ, эстет и денди. Его биограф, почти нормальный британец, но с бомбой под мышкой. Блудливая красотка, жена биографа. Парочка ковбоев со всеми атрибутами вестерна. Псих на осле, решивший, что он воскресший Христос, а может, и правда Христос. Простой народ: кучер-ирландец, он же негр. Все они помещаются туда, где рушится старый мир — в Лондон во время похорон Черчилля (читай — империи). Каждому дается специфическая речевая партия. У лорда, например, такая: «Я считаю, что пить мятные сливки в светло-голубом галстуке будет предательством всего, за что я ратую». Наконец, все спрыскивается живой водой — талантом драматурга, — и фигурки начинают шевелиться, возникают отношения, и вот уже замелькали фарсовые сценки. Лорд снобирует, ковбои палят друг в друга, красотка отдается всем по очереди, лжехриста хлещут по ланитам, а негр-ирландец обзывает его «жиденком». Веселый абсурд. А ежели кто слова «абсурд» не понимает и будет приставать — о чем все это? — то отвечать надо так: да что вы привязались-то? Да вы понимаете, КТО это написал?
Для розенкранцев и гильденстернов с берега утопии.