- Александр Городницкий. Двадцать первый тревожный век: Стихи. — СПб.: Лимбус Пресс, 2014 — 656 с.
Книга содержит избранные стихи, песни и поэмы Александра Городницкого, написанные в двадцать первом веке. Для читателей, знающим наизусть композицию «Атланты», неофициальный гимн Санкт-Петербурга, а также для тех, кому только предстоит познакомиться с творчеством Александра Городницкого «Прочтение» публикует отрывок из цикла «Корабли у пирса» и поэму «Последний рейс». КОРАБЛИ У ПИРСА 2010–2011 РИХАРД ЗОРГЕ Фуаду Ахундову Говорят, что при жизни его не любил никто. 
 
 Не любила Родина, за которую он сражался
 
 Еще безусым мальчишкой в Первую Мировую.
 
 Не любили правительства стран, на которые он работал,
 
 Собирая секретные сведения о намерениях фашистов.
 
 Не любил Сталин, который ему не поверил,
 
 Предупрежденный о дне и часе гитлеровского удара.
 
 И, когда японцы в Токио взяли его с поличным,
 
 То три года держали его, приговоренного к смерти,
 
 Терпеливо надеясь на то, что его обменяют
 
 На такого же своего арестованного шпиона
 
 В Соединенных Штатах или в Советском Союзе.
 
 Но никто не желал спасти его, — все от него отступились.
 
 И поэтому в сорок четвертом, за год до дня победы,
 
 В тюремном дворе, в Японии, он все-таки был повешен,
 
 Став первым за всю историю казненным там иностранцем.
 
 Говорят, что при жизни его не любил никто,
 
 За исключением женщин, с которыми он встречался.
 
 Его обожали женщины, которые для него
 
 Предавали своих мужей, ломали свою карьеру,
 
 Собирали секретные сведения с риском для собственной жизни,
 
 Или ломали ноги, прыгая из окошка.
 
 И он любил этих женщин, в Японии и России,
 
 Постоянно их обольщая, изменяя им и бросая.
 
 Среди них были баронессы, и великие пианистки,
 
 Секретари и жены чопорных дипломатов,
 
 Предававшие всех и вся, а его никогда, ни разу.
 
 И последняя из женщин, неожиданно брошенных им,
 
 Которую он покинул из-за костлявой старухи,
 
 Отыскала его останки среди безымянного пепла,
 
 Опознав его бывшую челюсть по золотому мосту,
 
 Превратившемуся от пламени в бесформенный желтый слиток.
 
 Она этот желтый слиток перелила в колечко,
 
 Которое, раз надев, с собой унесла в могилу.
 
 Говорят, что при жизни его не любил никто.
 
 Но его любили женщины, а это не так уж мало.
 
 Потому что уходят бесследно режимы, вожди и страны,
 
 Но остается женская единственная любовь,
 
 Которая может сделаться колечком и желтым слитком,
 
 Но всегда остается золотом самой высокой пробы.ПОЭТЫ ЗАРУБЕЖЬЯ Качает вечер зарево во мгле. 
 
 Чем горше быт, тем веселее строчки.
 
 Поэтов русских мало на Земле,
 
 И все они живут поодиночке.
 
 Их годы невозвратно развели,
 
 Утрачена их прошлая прописка.
 
 Один — в Сиднее, на краю Земли,
 
 Другой в Канаде, — от Москвы не близко.
 
 Когда от строк кружится голова,
 
 В неясных тенях утреннего часа,
 
 Они на них расходуют слова
 
 Из личного словарного запаса,
 
 Избавиться стараясь от длиннот,
 
 Их, как в России, попусту не тратя.
 
 Так берегут в баллонах кислород,
 
 В подводном погружаясь аппарате.
 
 Из года в год все несвободней речь.
 
 Стихи уходят и приходят снова.
 
 И пишущий старается сберечь
 
 Заветное не сказанное слово.
 
 И, растворяясь в сумерках времен,
 
 Как душу зря надеждою ни мучай,
 
 То слово сохраняют, как патрон,
 
 Последний, для себя, на всякий случай.ПОИСКИ ПРОШЛОГО Соблюдай осторожность, тоскою о прошлом ведом, — 
 
 Те, которых ты ищешь, давно уже спят непробудно.
 
 Воссоздать невозможно войною разрушенный дом
 
 На его пепелище, а новый поставить — нетрудно.
 
 Сводит ноги усталость. Мне в завтрашний день не идти.
 
 Гаснет свет синевы, и все ближе услужливый ящик.
 
 Не с того ли под старость мы в прошлое ищем пути,
 
 Что не можем, увы, ничего отыскать в настоящем?
 
 Возвращенье назад — безнадежное дело почти, —
 
 Проку нет от труда, и напрасны любые мученья.
 
 Возвращаться назад — как на лодке груженой грести,
 
 Направляя всегда ее против речного теченья.
 
 Удлиняется тень, лодку набок неспешно креня.
 
 Вниз уводят ступени, сходить по которым не страшно.
 
 И сегодняшний день удаляется прочь от меня,
 
 Становясь постепенно уже недоступным вчерашним.
 
 2011* * * Ах, обмануть меня нетрудно, — 
 
 Я сам обманываться радА. Пушкин От начала до скончанья света, 
 
 Без усилий и особых трат,
 
 Так нетрудно обмануть поэта,
 
 Он и сам обманываться рад.
 
 Чтоб, в свое воображенье канув,
 
 Он счастливым сделался вполне,
 
 Персией представить Мардакяны,
 
 Персиянкой сделать Шаганэ.
 
 Издавать большими тиражами
 
 И на грудь повесить орденок,
 
 Чтоб забыл он о Прекрасной даме
 
 И под сердцем вылечил ожог.
 
 Чтобы шла на Севере и Юге
 
 О поэте звонкая молва,
 
 И твои он воспевал заслуги,
 
 Подбирая нужные слова.
 
 Чтобы вновь, с рассвета до рассвета,
 
 Ткал свою серебряную нить.
 
 Так нетрудно обмануть поэта!
 
 Но надежней все-таки убить.
 
 2011ГОБУСТАН 1. Вблизи от границы Ирана 
 
 Бредут по равнине овечки.
 
 На белой скале Гобустана
 
 Танцующие человечки.
 
 Взирая на синие выси,
 
 Последовав Божью примеру,
 
 Их скульптор неведомый высек
 
 В давно позабытую эру.
 
 На белой скале Гобустана,
 
 Под яркой полуденной медью,
 
 Танцуют они неустанно
 
 Девятое тысячелетье.
 
 Восходят и рушатся страны
 
 В безрадостных сумерках сует.
 
 На белой скале Гобустана
 
 Веселые люди танцуют.
 
 В жару и при зимней погоде,
 
 Все год они пляшут за годом.
 
 Пустынное солнце восходит
 
 Над пляшущим их хороводом.
 
 И жизнь — хороша и желанна,
 
 Пока безмятежны и вечны
 
 На белой скале Гобустана
 
 Танцующие человечки.2. В жарких песках Гобустана, 
 
 У отступившего моря,
 
 Ветер страницы листает
 
 Нам неизвестных историй.
 
 Невозмутимы и сухи
 
 Скалы в бесформенной груде.
 
 Там на наскальном рисунке
 
 Пляшут какие-то люди.
 
 В эре неведомой дальней,
 
 За руки взявшись на совесть,
 
 Пляшут они ритуально,
 
 К новой охоте готовясь.
 
 Русло исчезнувшей речки.
 
 Птица, поющая тонко.
 
 Пляшущие человечки
 
 Мудрости учат потомков.
 
 В синем мерцающем дыме
 
 Тайна их жизней сокрыта.
 
 Жарко пылает над ними
 
 Солнечный день мезолита.
 
 Помню о них постоянно,
 
 Неутомимы и вечны,
 
 В желтых песках Гобустана —
 
 Пляшущие человечки.
 
 Будет удачной охота,
 
 Будет основа надежде, —
 
 Только и дела всего-то —
 
 За руки взяться, как прежде.
 
 2011* * * Заморозки ранние. 
 
 В доме неуют.
 
 Старики, как правило,
 
 Песен не поют.
 
 Разве что в поддатии,
 
 В мыслях о былом,
 
 Вспомнят обязательно
 
 Песню за столом.
 
 Привели те песенки
 
 Вроде, никуда:
 
 Нищенские пенсии,
 
 Скудная еда.
 
 Но поют с надеждою
 
 Песни старики.
 
 Цепко память держит их,
 
 Правде вопреки.
 
 Далеко до рая ли?
 
 Склон небесный крут.
 
 Старики, как правило,
 
 Песен не поют.
 
 В век чужой заброшенный,
 
 Жизни на краю,
 
 Я и сам из прошлого
 
 Песенки пою.
 
 Долго жил на свете я,
 
 Жег свою свечу.
 
 Не хочу бессмертия, —
 
 Одного хочу:
 
 Чтоб в пути ли, дома ли,
 
 В неродном краю,
 
 В старости припомнили
 
 Песенку мою.
 
 2011ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки… Александр Кушнер Мне рано печалиться, вроде, 
 
 Хотя я не молод уже.
 
 Живу я в отеле напротив
 
 Кондитерской «Вольф-Беранже»,
 
 В окошко высокое глядя,
 
 И нет вариантов иных,
 
 Поскольку в родном Ленинграде
 
 Давно не осталось родных.
 
 Я помню с девятого класса
 
 Напротив желтеющий дом:
 
 Там Пушкин встречался с Данзасом,
 
 Чтоб сгинуть от пули потом.
 
 Здесь небо июньское чисто,
 
 И ангел сияет с высот.
 
 Под окнами катер туристов
 
 По Мойке неспешно везет.
 
 Трамвайчик речной, увлеченье
 
 Далеких мальчишеских лет.
 
 Давайте и мы по теченью
 
 Отправимся катеру вслед.
 
 Был путь мой по берегу долог,
 
 Его повторю я опять, —
 
 Так возраст осадков геолог
 
 Стремится потом изучать.
 
 Себя ощущаю я странно:
 
 Неужто и впрямь наяву,
 
 Пройдя через все океаны,
 
 Я снова по Мойке плыву?
 
 И, вызвав сердечное жженье,
 
 Означив намеченный путь,
 
 Навстречу плывут отраженья,
 
 Которые вспять не вернуть.
 
 Под арками гул, как в колодце.
 
 Гранит зарастает травой.
 
 Исакия желтое солнце
 
 Качается над головой.
 
 Весь берег из памяти соткан, —
 
 Неужто вчера, не пойму,
 
 Здесь песенки пели с Высоцким
 
 У Клячкина Жени в дому?
 
 Вперед водяная дорожка
 
 Бежит на крутом вираже.
 
 Я вижу родное окошко
 
 На пятом моем этаже.
 
 Давно ли, голодный и слабый,
 
 Каким отпустила война,
 
 Мечтал о любви и о славе,
 
 Из этого глядя окна?
 
 Ушедших родителей тени
 
 Я вижу в окошке опять,
 
 Но мимо проносит теченье,
 
 Которое не удержать.
 
 И снова внезапной печали
 
 Я скрыть не могу на лице.
 
 Мы с девочкой прежде встречались
 
 В Юсуповском старом дворце.
 
 Далекие школьные будни, —
 
 Читальня и луч на стекле.
 
 Теперь она спит непробудно
 
 В израильской жаркой земле.
 
 Мне с ней расставаться непросто,
 
 Моей разведенной женой,
 
 Но свод Поцелуева моста
 
 Проходит уже надо мной.
 
 И снова смотреть тяжело мне
 
 В зеленое марево вод:
 
 Моя дорогая Коломна
 
 Навстречу мне тихо плывет.
 
 И видятся в дымке лиловой
 
 (Я в памяти их берегу)
 
 Ворота Голландии Новой
 
 И школа на том берегу.
 
 Здесь класс мой, когда-то веселый,
 
 Шумел на втором этаже.
 
 Прости меня, милая школа, —
 
 Тебя не вернуть мне уже.
 
 И в горле дыхание комом,
 
 И сердце заныло в груди.
 
 Прости меня, милая школа, —
 
 Минута, и ты позади.
 
 И снова я благоговейно
 
 Смотрю на речной поворот,
 
 Где мимо канала Круштейна
 
 Вода убегает вперед.
 
 Тебя я приветствую снова,
 
 Арктический мой институт,
 
 Из времени века иного
 
 Возникший на пару минут.
 
 Отсюда дорога на Север
 
 Когда-то меня увела,
 
 На берег крутой Енисея,
 
 Где холод и снежная мгла.
 
 Припомню пору молодую
 
 И горечь внезапных потерь.
 
 Давно уже там не живу я,
 
 А песни — живут и теперь.
 
 А здесь, вспоминаю отдельно,
 
 Где старый галерный причал,
 
 Старуху Андрееву-Дельмас
 
 Я с лысой собачкой встречал.
 
 А рядом, на том перепутье,
 
 Жил в давнюю пору поэт,
 
 Дружок мой, Олежка Тарутин, —
 
 Олега давно уже нет.
 
 Потом начинается Пряжка,
 
 И Адмиралтейский канал,
 
 И сердце колотится тяжко
 
 У дома, где Блок умирал.
 
 И солнце закатное брызнет,
 
 Свой луч уронив невзначай,
 
 На край угасающей жизни
 
 И Мойки слабеющий край.
 
 Послушай меня, не переча,
 
 Другие забудь города:
 
 Гранитом одетая речка
 
 Уносит меня в никуда.
 
 2011
Александр Городницкий. Двадцать первый тревожный век
 
	